На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Разгадка маразма "непопулярных реформ"

Деятельность правительства РФ уже много лет напоминает формулу «как испортить жизнь людям, и при этом самим не пострадать?». Может показаться, что вредительство – цель правительства, а единственный сдерживающий фактор этого вредительства – страх. На самом деле видимость обманчива, и на самом деле всё совсем не так, что мы и докажем ниже. Цели навредить у правительства нет – хотя кажется обратное. Почему оно кажется? Да потому что правительство имеет фундаментальную ошибку целеполагания: оно пытается свести концы с концами в графе «приход/расход» одновременно с рыночной оптимизацией издержек.

Отсюда и возникает устойчивое ощущение вредительства. С людей (чтобы свести концы с концами) пытаются взять больше – не давая им больше. Любой, кто работал на мясорубке, даже в домашних условиях знает: хочешь больше фарша – закладывай больше мяса. А как ты хочешь получить больше фарша при прежнем количестве мяса? Или даже уменьшив количество мяса?! Откуда же возьмётся на выходе фарш, если на входе нет мяса?!

В любом вопросе снова и снова сталкиваются попытка обобрать поосновательнее и понимание нищеты тех, кого собираются обирать.

Рассмотрим на конкретном примере текущей экономической практики. Буквально на днях Минэкономики РФ отказалось от разработки очередной «радикальной реформы», выполненной в духе либерального идиотизма.

Чего оно хотело? Оно хотело решить проблему перекрестного субсидирования (когда заниженные тарифы одних потребителей дотируются другими) в электроэнергетике. То есть раньше часть суммы за людей платили предприятия, а теперь и предприятий-то не осталось, пусть люди сами за электричество платят!

Теоретически такое возможно, если параллельно увеличиваются зарплаты, пенсии и прочие доходы населения. Допустим, вы видите, что соседская бабка плохо кормит котёнка, и даёте ей сто рублей: на, бабка, корми своего котёнка получше! То есть вы не только улучшили питание домашнего животного, но и изыскали средства на это улучшение.

Наши люди платят за киловатты во много раз меньше, чем в Европе, факт. Но ведь у них и доходы существенно меньше! Можно пойти путём демонетизации: малая зарплата-дешёвые тарифы. Можно пойти и путём монетизации: большая зарплата – дорогие тарифы. А правительство хочет, чтобы и зарплаты оставались малыми, и тарифы стали по-европейски дорогостоящими!

Понимая, что с людей таких сумм не взыщешь, министерство имени взяточника Улюкаева 17 июля предложило переложить на бюджет тарифную нагрузку в размере до 402 млрд руб.

Эту идею раскритиковали в верхах и Минэкономики отказалось от дальнейшей разработки проекта указа президента о полной ликвидации перекрестного субсидирования в электроэнергетике с 2020 года.

Понять верхи можно: шутка ли, переложить тарифную нагрузку в размере 402 млрд руб. в год на федеральный бюджет?! Но как быть – если энергетика угрожает стать убыточной отраслью при действующих льготах? Переложить 402 млрд рублей на население? Чтобы оно как в случае с капремонтом – из своих дырявых карманов на отрасль скинулось? Опять?!

В бюджете денег нет, у населения денег нет, а отрасль угрожает стать убыточной и вообще закрыться. Попытки пополнить копилку отрасли – бьют по населению, а попытки оградить население от поборов – бьют по отраслям. Здесь и видна во весь рост ключевая экономическая ошибка правительства!

Оно ждёт, что рынок повысит доходы населения, и не делает это само, в поэтапно-плановом режиме. А рынок не будет повышать доходы масс. Он не готов к этому психологически, и не способен к этому технически. Ему этого не хочется – да у него это и не получится. Рынок, по самой своей сути – инструмент снижения издержек. Это его органическая природа, и в этом его польза (ограниченная) – там, где его инструменты разумно применяют. Рынок в том и состоит, что снижает зарплату там, где может снизить, и сокращает штаты там, где может их сократить. Частный собственник оптимизирует любое производство в том смысле, что минимизирует издержки, в том числе и на персонал, занятый на производстве.

В одиночку начать повышать зарплаты работникам частник не может: конкуренты с низкими зарплатами рабочих его съедят (у них себестоимость продукции будет ниже). Зарплаты можно поднять или всем сразу – или уж никак и никому. А поднять всем сразу – такое под силу только государству. Что и делалось в Европе ХХ века. Рынок там приучали играть в новой реальности, когда платить дешевле определённой планки запрещено – и тем выбивались козыри конкуренции у любителей платить поменьше.

Правительство в РФ, однако, этого не понимает, не понимает, что рост зарплат и вообще доходов – работа власти, государства, а не рыночных отношений. А когда рынок год за годом плодит нищету и крайнюю скудость средств у трудящихся – правительство начинает скулить, что эти трудящиеся платят недостаточно за воду, электричество, ЖКХ и т.п.

Правительство ведёт себя крайне непоследовательно и даже шизофренично. Причина: понимание нищеты населения и одновременно жажда повышения тарифов. Поэтому мы и наблюдаем противоречивые метания правительства, из стороны в сторону, когда то предлагают всех госуслуг лишать за долги по ЖКХ, то наоборот, простить все долги по ЖКХ…

«Коммерсантъ» пишет, что «Участники энергорынка считали предложение Минэкономики по расшивке перекрестного субсидирования в электроэнергетике «единственно верным предложением», которое в отличие от многих других не привело бы к росту нагрузки на бизнес, но заранее называли его непроходным из-за политической конъюнктуры».

То есть участники энергорынка и сами платить не хотят, и на население возложить платежи побаиваются. И говорят в очаровательной наивности: а давайте все наши издержки возложим на государство! Разве не замечательно? Прибыль – нам, «участникам энергорынка», а убытки – казне. И бабушек мы тоже пожалели, не стали на них доплаты возлагать, с бабушек-пенсионерок чего возьмёшь?

Конечно, возлагать убытки бизнеса на государственный бюджет – не выход. Вообще не выход, а уж тем более в государстве, охваченном либеральным идиотизмом. Наши либералы ждут в бюджете 2019 года профицит 1,8 трлн руб., эти деньги можно было бы раздать населению, чтобы раздышалось, или энергорынку, чтобы покрыть его убытки, или…

Но у либералов «…эти средства нельзя направить на расходы из-за бюджетного правила, которое запрещает использовать дополнительные нефтегазовые доходы (то есть доходы сверх цены отсечения — $41,6 за баррель). Эти дополнительные доходы зачисляются в Фонд национального благосостояния, пока тот не достигнет размера 7% ВВП. Это должно случиться уже в конце года, после чего средства ФНБ сверх 7% можно будет тратить, однако пока неясно, на какие именно цели».

Бюджетное правило в нынешнем виде — самое строгое в истории РФ и считается главным достижением Антона Силуанова, который неоднократно называл его основой поддержания макроэкономической стабильности.

Суть его вот в чём: не надо приучать население жить хорошо. Когда денег мало – население живёт бедно, потому что денег мало. А когда денег вдруг стало много – население пусть всё равно живёт бедно, на случай, если завтра денег не станет. Эта либеральная бессмыслица: жить бедно всегда – или по нужде, или по воле власти, опасающейся прививать населению высокие стандарты жизни…

Так что либеральное государство не даст денег из бюджета даже когда они у него есть – не говоря уж о том, что они у него есть не всегда. Государство не хочет повышать уровень жизни людей, уповая на то, что это сделает рынок – а рынок этого делать не будет. У него основная функция – обратная. Разорять, а не обогащать.

Поэтому вопрос снижения перекрестного субсидирования в электроэнергетике возобновляется правительством регулярно, но решений, которые существенным образом повлияли бы на решение проблемы, до сих пор не принималось.

Еще чубайсова реформа электроэнергетики предполагала, что перекрестное субсидирование, когда тарифы для населения занижаются за счет повышения цен для промпотребителей, будет со временем ликвидировано. Предполагалось, что постепенно тарифы для граждан и промышленности должны будут сблизиться. Но до сих пор тарифы для населения гораздо ниже, чем у бизнеса.

И в этом есть справедливость: ведь население гораздо беднее, чем бизнес! Бизнес хочет зарабатывать, как бизнес, а платить как нищий, иметь доходы европейские, а расходы советские. Но ведь ясно же, что такой эгоизм – путь в никуда…

При новом круге обсуждения в правительстве Минэкономики предлагало ввести социальную норму энергопотребления для населения, когда при превышении лимита резко вырастают тарифы для граждан и частных домовладений. Но вице-премьер Дмитрий Козак от такого подхода отказался, по сути, из-за негативного политического фона. Естественно, кому это понравится в стране, и без того раздираемой противоречиями?!

Если бы росли доходы – то могли бы принять и увеличение расходов. Но увеличивать фискальный пресс в ситуации падения доходов населения, съедая народ с двух концов – безумие! В правительстве остановились в итоге на более нейтральных вариантах отказа от льготного техприсоединения, введении дифференциации тарифов ФСК и оплате неиспользуемой сетевой мощности.

Они должны снизить объем перекрестного субсидирования примерно на 100 млрд руб. в год. При этом масштаб проблемы гораздо шире: перекрестное субсидирование только в электросетях превышает 230 млрд руб., Минэнерго оценивало его объем в 2017 году в 368 млрд руб., прогноз на 2022-й — 417 млрд руб.

Начинается перепихивание платёжек друг на друга. Минэкономики 17 июля предлагало переложить на бюджет хотя бы поддержку конкретных энергопроектов, за которые сейчас платит оптовый рынок: снижение энерготарифов на Дальнем Востоке (около 32 млрд руб. в год), платежи за регионы, перешедшие со свободного энергорынка на тариф (до 20 млрд руб.), строительство новых ТЭС в Калининградской области (до 15 млрд руб.), строительство мусоросжигающих ТЭС и станций с большими экспериментальными российскими газовыми турбинами.

+++

Вот так оно и работает – когда пытаются получить больше фарша, не доложив мяса! Точнее, не работает никак. Если правительство хочет, чтобы население больше платило – и своими платежами стимулировало рынок, мотивировало производителей лучше и больше работать – то правительству пора вспомнить, что население денег не печатает.

Единственный производитель денег в стране (да и то только в суверенной стране) – её власть. И всякая деньга, прежде чем попасть в налоговый платёж или рыночный платёж – изначально поступает к людям от власти, от государства. О чём и свидетельствует государственный герб на любой денежной купюре: кесарю кесарево!

Население плохо платит налоги, плохо покупает на рынке, не стимулируя бизнес – потому что вы, господа, дали населению мало денег. Вы посадили узников ваших теорий на тощий паёк – а теперь удивляетесь, с чего это они такие худые и вялые? Хороший хозяин не нанимает в батраки дистрофиков. Прежде, чем требовать от работника хорошего труда – его хорошенько кормят. В старину работников так и проверяли, за столом: у кого аппетита больше, от того и в работе больше толка будет!

Если государство встанет на путь планомерного и всеобщего повышения доходов населения – то увеличатся и расходы населения. С ростом расходов покроются и те нехватки, которые сейчас тиранят экономику. С богатого можно спросить подороже и за электричество, и за воду, и за вывоз мусора, а чего спрашивать с нищего?!

Его хоть на дыбу подвесь – нет у него денег, и точка. Вы сами со своим либеральным идиотизмом об этом позаботились.

Вазген АВАГЯН

Ссылка на первоисточник

Картина дня

наверх