На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Что снится чиновникам: Новая порода кур, отечественный электромобиль и цифровые паспорта

Каждая из этих «суперидей» обойдется государственной казне в огромную сумму

Августовское информационное затишье на этой неделе нарушили три громких заявления высокопоставленных чиновников. Глава Минпромторга Денис Мантуров сообщил о том, что до конца года начнется серийное производство отечественного электромобиля, руководители Минсельхоза рассказали о планах выведения новой - опять же отечественной - породы кур, а вице-премьер Максим Акимов взбудоражил общественность новостью о том, что к 2022 году россиян окончательно и бесповоротно переведут с бумажных на цифровые паспорта. На самом деле все эти три заявления - вовсе не про «собственную гордость», а про деньги. Про огромные бюджетные деньги. Но под каждый из них подведена идеология, смысл которой - уесть американцев. Но не слишком ли это будет дорогое удовольствие?

 

Держись, Илон Маск!

Первый отечественный электромобиль под названием Zetta позиционируют ни много ни мало как «ответ Илону Маску» и его «Тесле». Мантуров, рассказывая о нем, не скупился на похвалы, говорил, что проект реализуется при активной поддержке Минпромторга. И что это - большой прорыв отечественной промышленности. Были опубликованы и первые изображения будущего российского электромобиля. Вот тут-то и случился конфуз.

Наша Zetta оказалась похожа как две капли воды на китайский электромобиль Zotye E200, выпущенный еще в 2015 году. Даже названия у них, как видите, созвучны. А «внутренности», судя по всему, - тоже во многом схожи.

Разработчики, кстати, еще до заявления Мантурова проговорились, что главный элемент нашего электромобиля - аккумуляторная батарея, составляющая половину его себестоимости, - китайского производства. Ну а теперь, после публикации фотографий, появились подозрения, что и конструктив, и дизайн тоже были сделаны в Поднебесной, а не в России. Кстати, изначально электромобиль назывался «Эль Панда», что тоже - явный географический намек. Пользователи Сети по этому поводу зло шутят: «Проще было не тратить бюджетные деньги, а заказать такую машинку на «АлиЭкспресс».

Первый российский электромобиль уже несколько лет разрабатывает тольяттинское ООО «Зетта», учредителями которого являются два физлица. У этой фирмы - крохотный сайт-визитка, основную часть которого составляет раздел «Вакансии». «Зетта» испытывает кадровый голод, ей требуются электронщики, дизайнеры, инженеры, снабженцы. В общем, до Маска им как до Марса.

Сколько средств Минпромторг израсходовал на этот прожект, - доподлинно неизвестно. В открытых источниках «Интересант» обнаружил информацию о выделении ООО «Зетта» двух субсидий в 2017 году - в размере 37 миллионов рублей и 34 миллионов рублей. Но понятно, что «активная поддержка» этим явно не ограничивалась. В частности, в этом году решением государственного Фонда развития моногородов тольяттинской фирме был выдан беспроцентный заем на 49,5 миллиона рублей. Это всё деньги из бюджета, если кто не догадался.

Наши цыплята встанут «с колен»

История о бройлерах, также нашумевшая на этой неделе, - не менее колоритная. Минсельхоз заявил о намерении выделить из казны 5,1 миллиарда рублей на создание новой породы кур. Одновременно - вольно или невольно - был развенчан пропагандистский миф о том, что Россия с 2015 года самостоятельно обеспечивает себя куриным мясом почти на 100 процентов.

Федеральные телеканалы в свое время взахлеб транслировали эту радостную новость - что отечественное птицеводство наконец-то «встало с колен», что нам больше не нужны «ножки Буша», что курица, которую мы едим, - родная, отечественная.

Всё это оказалось враньем. То есть, куриное мясо-то теперь действительно почти полностью производится у нас. Однако инкубационное яйцо и суточные цыплята по-прежнему ввозятся из Америки.

И вот пять миллиардов как раз и нужно потратить, чтобы частично отказаться от этих заграничных поставок. Чтобы курица была изначально наша - от самого яйца. Причем поставлена задача - вывести новую породу кур к 2025 году (странно, что не к 2024-му, у нас всё в последнее время с 2024 годом увязывается) и достичь доли в общем объеме производства бройлеров не менее 15 процентов.

То есть 85 процентов инкубационных яиц и суточных цыплят даже после траты таких огромных денег и через шесть лет будут американскими. Тогда из-за чего сыр-бор? Или, может быть, идея в том, чтобы в перспективе потратить еще миллиардов тридцать и полностью всё «импортозаместить»?

Критики этого решения Минсельхоза указывают, что селекционная школа в стране развалена, выводить новых бройлеров будет просто некому, а деньги канут в небытие. И кроме того, абсолютно непонятно, почему государство (читай - налогоплательщики) должно вкладываться в новую породу кур, когда на рынке присутствуют несколько крупных мясных компаний, которым регулярно перечисляются дотации. Крупнейшая из них - «Мираторг» - за последние годы, по данным Forbes, получила из бюджета «десятки миллиардов рублей».

Кстати, руководитель этой компании - миллиардер Виктор Линник этой весной оказался в центре скандала: он призвал наложить запрет на ввоз россиянами из-за границы хамона и пармезана для личного пользования, а когда его подвергли за это критике, обозвал несогласных «балаболами». «Истерику закатили. Нужно думать о собственной стране, а не о хамоне», - сказал тогда Линник.

Почему бы сейчас господину Линнику и ему подобным не подумать о собственной стране и не взять на себя выведение новой породы кур? Или без привычной помощи государства они работать не привыкли?

Назло Силиконовой долине

Цифровая революция продолжает шагать по России. Правда, больше в пропагандистских телесюжетах. Действительность - удручающая. Это знает каждый, кто регулярно пользуется государственными электронными сервисами. Они очень часто «падают», «виснут», не работают. Последний такой случай прогремел на всю Россию - когда произошел сбой в электронной системе загс, в результате чего тысячи людей в течение нескольких дней не могли получить свидетельства о браке, о рождении детей и смерти родственников. Это всё, что нужно о российских государственных IT-технологиях.

И вот на этом фоне вице-премьер Максим Акимов «порадовал» россиян новостью о том, что с 2022 года Россия перейдет на электронные паспорта. Вместо красной книжицы «из широких штанин» уже скоро придется доставать маленькую карточку, похожую на банковскую, с фотографией и ФИО. Все данные «зашьют» в чип.

Вице-премьер подчеркнул, что такая технология используется далеко не во всех странах, так что Россия если не впереди планеты всей, то уж точно не в хвосте. В общем, дрожи, Силиконовая долина, - русские идут.

Кроме того, было торжественно обещано, что замена паспортов не повлечет за собой дополнительных трат из бюджета.

Конечно, это не так. Потратиться предстоит и на производство паспортов (они, разумеется, будут дороже нынешних), и на закупку оборудования, и на разработку программного обеспечения (а это, как показывает практика - миллиарды и миллиарды бюджетных рублей). Да и сам процесс выдачи такого большого объема новых паспортов потребует привлечения значительных трудовых ресурсов, что также стоит денег.

Но значительная доля затрат в данном случае ляжет на плечи обычных граждан. Дело в том, что электронный паспорт будет действителен только 10 лет со дня выдачи - как сейчас заграничный. Это означает, что каждые десять лет каждому россиянину нужно будет уплачивать госпошлину за выдачу нового паспорта. Сейчас так происходит только при замене паспорта по достижении гражданином 20 и 45 лет. А в прекрасном цифровом будущем придется платить гораздо чаще.

Зато какую гордость за страну можно будет испытать, сидя в отечественном электромобиле с ножкой отечественного бройлера в зубах и отечественным цифровым паспортом в кармане!

Николай ПЕЧЕРНИКОВинтернет-журнал «Интересант»

Ссылка на первоисточник

Картина дня

наверх