На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Сколько реально стоили автомобили в СССР?

Те, кто застал советские времена в зрелом возрасте, наверняка помнит цены на новые автомобили. Но в отличие от современных реалий, купить авто было непросто, а в организации их отгружали в разы дешевле, чем населению.

Автомобиль для населения в советские времена был роскошью по всем параметрам – купить их было очень сложно, стоили они дорого, обслуживать за пределами крупных городов было почти негде. Если кому-то удавалось купить машину, ее берегли так, как ничто больше. Наверное поэтому до наших дней дожило достаточно много экземпляров, выпущенных при СССР.

Купить авто было сложно – в свободной продаже их не было, это было доступно или за особые заслуги, или в порядке очереди (достаточно долгой). Когда очередь наконец подходила, за новую «Копейку» приходилось выложить 6400 рублей (в ценах 1983 года), за «Тройку» – 7500 рублей, а «Шестерка» стоила уже 8400 рублей. Мечта всей страны – 24-я «Волга» оценивалась в 11200 рублей.

Много это или мало? В пересчете на тогдашние зарплаты – очень много. По официальной статистике в 1985 году средняя зарплата по всему Союзу составляла около 174 рублей в месяц.

Другими словами, «начальная» модель в линейке Волжского автозавода стоила примерно как средняя зарплата за 36 месяцев – или 3 года.

Чтобы было понятнее, в 2018 году средняя зарплата по России составила 43 381 рубль, а за 3 года наберется 1 561 716 рублей.

Сейчас у АвтоВАЗа больше миллиона стоит только одна модель в максимальной комплектации. Рестайлинговая «Гранта» в стандартной комплектации стоит около 434 000 рублей.

Но наиболее несправедливым было то, что в организации и на экспорт новые «Жигули» продавались по куда более низким ценам.

Согласно Прейскуранту № 21-01 от 1973 года, ВАЗ-2101 отпускался организациям по цене 2300 рублей. Для населения в 1973 году эта модель стоила 5500 рублей.

Считается, что оптовые цены из таких прейскурантов показывают реальную себестоимость производства автомобилей в СССР. Другими словами, на продаже авто населению государство зарабатывало по 100-200% прибыли.

С экспортом ситуация аналогичная. Стране нужна была валюта, поэтому советские автомобили продавались за рубежом дешевле рыночных цен. По статистике, в 1980-е годы на автомобили приходилось до 80% от экспорта машиностроительной отрасли.

В том же 1973 году ВАЗ-2101 продавался во Франции за эквивалент 2083 рублей (при цене в СССР в 5500 рублей). И это при гораздо более богатой комплектации и высоком качестве сборки экспортных моделей.

Поговаривают, что немалую часть экспортных машин скупали советские же граждане, находящиеся в командировке. Но в это поверить сложно – на экспорт шли сотни тысяч автомобилей.

Впоследствии хронический дефицит автомобилей у населения позволил АвтоВАЗу остаться на плаву в сложные 90-е годы. Хоть вокруг завода шли настоящие криминальные войны, объем производства составлял 600 и более тысяч авто в год. Цены стали адекватны рынку, и спрос позволил предприятию полноценно работать.

Однако после 2008 года о таких цифрах компания может только мечтать. Например, в 2016 году АвтоВАЗом было произведено только 408 тысяч авто, а прибыли автогигант не видел уже давно.

Банки сегодня

Ссылка на первоисточник

Картина дня

наверх